Уроки БУДУЩЕГО (О результатах муниципального конкурса «Урок Soft Skills»)

Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берет на себя ответственность и за когнитивное и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга. Данные мейнстримы и определили тематизм конкурса «Современный урок» в текущем учебном году.

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «Урок Soft Skills» проводился с целью продвижения в педагогическую практику педагогов инструментов развития «мягких навыков» у воспитанников, обучающихся; поддержки инновационной деятельности педагогов, ориентированной на личностную, творческую и профессиональную самореализацию через использование практик развития мягких навыков воспитанников, обучающихся.
На протяжении недели с 6 по 10 декабря 2021 года в школы округа выезжали экспертные команды для посещения уроков/занятий по номинациям.
Дошкольное образование (3 участника): О. В. Лашова, Л.Г. Попкова, Н.Г. Титова.
Начальное общее образование (3 участника): В.М. Дурмашева, Г.А. Маракулина, Л.В. Тимофеева.
Основное общее образование, старшая школа (6 участников): И.М. Кладницкая, С.В. Мезенцева, С.А. Мичкова, Е.С. Деменева.
Номинация «Дошкольное образование»
Номинацию «Дошкольное образование» представили два дошкольных учреждения: МБДОУ «Березовский детский сад», детский сад МБОУ «Березовская СОШ №2».
На рассмотрение жюри выдвинуты следующие образовательные ситуации:
- логоритмическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме «Зима. Зимние забавы» (Н.И. Старцева, учитель-логопед детского сада МБОУ «Березовская СОШ №2»);
- музыкально-речевая игротека с детьми подготовительной к школе группы по лексической теме «Забавы Зимушки-зимы» (И.А. Старцева, учитель-логопед, Н.А. Комягина, музыкальный руководитель МБДОУ «Березовский детский сад»).
- НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Лабораториум» (О.И. Завьялова, воспитатель МБДОУ «Березовский детский сад»).
На конкурс предъявлены разные, с т.з. форм проведения, образовательные ситуации. Они определены типом занятия и целевой установкой.
Более эффектным в конкурсе, как показывает практика, становятся образовательные ситуации типа закрепления, реже – занятия типа открытия нового знания, способа действия. Хотя профессиональная ценность последнего (в рамках конкурса) куда существеннее.
Участие в конкурсном движении, уже на раз показало и доказало приращение и развитие уровня профессиональной компетентности педагогов. По итогам отмечается частичное обновление содержания, частичное включение инновационных приемов и способов. Однако дифференцировать содержание с учетом особенностей и способностей (возрастных и индивидуальных) детей дошкольного возраста мало кому удается. Пока эта задача в деятельности педагогов не является приоритетной, даже взяв во внимание тематику конкурса «мягкие навыки».
На данном этапе можно констатировать, что педагоги дошкольных учреждений имеют представления о вышеуказанных навыках и могут их увидеть и зафиксировать в ходе поставленных образовательных задач. Работать целенаправленно, выбирая соответствующую тематике конкурса форму проведения, подбирая для этого специальные приемы и способы, педагоги на данном этапе не готовы.
Кроме основного конкурсного мероприятия, транслируемого в очном формате, есть позиции, которым на данный момент уделяется меньше внимания в части подготовки к конкурсу. Это самоанализ и технологические карты, которые в свою очередь дают возможность увидеть методическую и аналитическую компетентности.
Конкурс показал, что педагоги профессионально обогатились по тематике современных трендов (soft skills), проанализировали содержание программ дошкольного образования, фокусируясь на «мягких навыках», а также проблематизировались в вопросах поиска и подбора приемов, направленных на развитие универсальных навыков необходимых для жизни в современных социокультурных условиях.
Члены жюри отмечают необходимость установочного методического мероприятия с целью единого понимания содержания в рамках инновационной темы конкурса, предлагают рассмотреть возможность индивидуального участия, т.к. педагогическая нагрузка при совместном участии, в рамках одного временного периода распределяется нерационально, тем самым вносит субъективность в части оценивания участников конкурса.

Ольга Владимировна Лашова, заместитель директора по ДО МБОУ «Березовская СОШ №2», председатель жюри в номинации «Дошкольное образование».
Итоги по номинации «Дошкольное образование»
1 место – Ирина Александровна Старцева, учитель-логопед, Наталья Александровна Комягина, музыкальный руководитель МБДОУ «Березовский ДС»
2 место –Надежда Игоревна Старцева, учитель-логопед МБОУ «Березовская СОШ №2» СП «Начальная школа – детский сад»
3 место – Ольга Ивановна Завьялова, воспитатель МБДОУ «Березовский ДС»
Номинация «Начальное общее образование» была представлена 3 участницами: Ольга Владимировна Худеньких, педагог дополнительного образования ЦДТ, Римма Ильнуровна Гаряева, учитель иностранного языка Сосновской ООШ, Анна Николаевна Зырянова, учитель начальных классов, и Евгения Михайловна Мясникова, учитель музыки Березовской СОШ №2.
Члены жюри данной номинации констатируют факт попытки встроить в урок/занятие развитие «гибких навыков» у школьников. Однако данный процесс носит, в большинстве случаев, хаотичный характер, не осмысливается детьми как результат «приращения».
Ольга Владимировна Худеньких на занятии «МЫ и Робот-художник» развивала у ребят 4 класса умение работать в команде посредством создания общего новогоднего плаката. Новогодний плакат получился! Благодаря чему? Удалось договориться на этапе замысла продукта, создания эскиза и реализации индивидуального этапа работы – создании индивидуального объекта при помощи Робота-художника (елка, подарки, снеговик, звезда и др.). Возможно, если бы этапы работы были зафиксированы для ребят в техническом задании, то результат был бы более очевиден и результативен для школьников.
Римма Ильнуровна Гаряева на уроке английского языка в 3-м классе сумела активизировать ребят на активную деятельность в команде, при этом удалось занимательно повторить лексику по теме «Продукты», ввести в устную речь новые количественные местоимения на основе самостоятельного заполнения шаблона для формулировки правила употребления слов «Много». Однако, в умении выстроить командную работу «приращений» у школьников не случилось.
«Музыкально, удивительно, поэтично, неожиданно, волнительно, эмоционально!» - именно так можно охарактеризовать интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2-м классе, проведенный Анной Николаевной Зыряновой, учителем начальных классов, и Евгенией Михайловной Мясниковой, учителем музыки. Этому замечательному тандему удалось эмоционально «подцепить» не только детей, но и нас, взрослых. Оказывается, как может зазвучать текст В. Бианки «Межвежатник» с музыкальным сопровождением! Созданные эмоциональные ситуации удивления, открытий, сопереживания, пробного театрализованного действия способствовали проявлению эмоций второклассников. Да, проявление эмоций, их понимание – это пока еще первая ступенька к развитию эмоционального интеллекта, но, несомненно, с такими классными педагогами дети научатся и управлять своими эмоциями в определенных ситуациях.
Итоги по номинации «Начальное общее образование»:
1 место – Анна Николаевна Зырянова, учитель начальных классов, Евгения Михайловна Мясникова, учитель музыки МБОУ «Березовская СОШ №2».
2 место – Ольга Владимировна Худеньких, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества».
3 место – Римма Ильнуровна Гаряева, учитель иностранного языка ФМБОУ «Березовская СОШ №2» Сосновская ООШ.
Валентина Максимовна Дурмашева, методист МБОУ ДО «ЦДТ», председатель жюри в номинации «Начальное общее образование»

Номинация «Основное/среднее общее образование»
В данной номинации было представлено 6 учебных занятий по предметам: русский язык, иностранный язык, физическая культура, СБО. Занятия проведены как в рамках урока, так и внеурочного занятия. Результаты проведения данного конкурса предлагают ценную информацию об уровне сформированности профессиональной компетентности педагогических работников. Оценивание осуществлялось по 4 основным критериям: предметно - методическая компетентность, коммуникативная компетентность, сформированность «гибких навыков» и рефлексивная компетентность (самоанализ мероприятия).
Жюри отмечает при анализе учебных занятий:
1. Достаточный уровень способности оперировать содержанием учебного материала. Из числа умений, относящихся к методической компетентности в большей степени участниками продемонстрирована способность включать детей в учебную деятельность, используя разнообразные формы, предлагать задания на поиск информации, формирование познавательного интереса к содержанию темы урока. В ряде уроков продемонстрированы умения педагогов ставить перед обучающимися не только познавательные задачи, но и включать их в обсуждение проблемы, в совместный поиск решения учебной задачи.
2. Умение педагогов выстраивать урок, используя приемы определенной технологии, что, несомненно, играет на организацию деятельности обучающихся, а в конечном итоге - на результат урока.
3. На всех уроках педагоги продемонстрировали умения создать комфортную обстановку, проявляя доброжелательность и внимание к обучающимся. Воспитательная составляющая урока была продумана и выстроена через дидактический материал урока, через содержание урока.
4. В части проявления коммуникативной компетентности не все участники конкурса продемонстрировали достаточный уровень установления отношений сотрудничества между обучающимися, распределение ими ролей/функций в процессе выполнения ими заданий.
5. Что касается приемов развития «мягких навыков», то надо отметить, что в планируемой конструкции занятия педагоги предусматривают деятельность по данной задаче, но зачастую это у многих носило чисто декларативный характер.
6. Самоанализ учебного занятия оставляет желать лучшего. Уровень рефлексивности каждого учителя, их умения аргументировать выбор педагогического инструментария и способа организации занятия, умения выявлять эффективность профессиональной деятельности нашли отражение в оценке этого блока. В некоторых случаях самоанализ ограничивался проговариванием порядка своих действий, а анализа как такового не было.

В уроках педагогов лидерской тройки жюри отмечает достаточно высокий уровень качества педагогической деятельности, который позволил организовать целенаправленную деятельность детей на уроке и получить значимый результат этой деятельности, выразившийся в определенном «приращении» новых умений.
У Елены Николаевны Трофимовой идея урока была воплощена через ролевую игру «Новый год в кругу семьи», в процессе обучения педагог создал условия для проживания каждым ребенком определенной социальной роли во взаимодействии друг с другом в получении общего результата. Здесь и развитие эмоционального интеллекта в умении выражать друг другу свои эмоции в процессе работы. Тем более это очень важно для детей с ОВЗ.
Учебное занятие Анатолия Ивановича Бурылова было направлено на формирование умения управлять личностным развитием. Дети, посещающие секцию, имеют разный уровень лыжной подготовки, но желание быть успешным (призером, чемпионом) есть у каждого. Педагог выстраивает занятие, создавая условия для достижения оптимального уровня овладения техникой лыжного хода для каждого ученика, учит детей планировать свой образовательный маршрут, соответствующий интересам и качествам каждого конкретного ученика. На примере листа самоконтроля ученики учатся управлять своим личностным развитием, оценивая себя на всех этапах тренировки.
Владимир Николаевич Попков продемонстрировал в уроке умение выстраивать педагогический процесс по формированию личностного смысла учения. Этому способствовали и форма проведения урока, и организованная деятельность детей в течение всего урока (групповая, парная деятельность, выполнение роли ученика –наставника и др.) Немаловажную роль в уроке сыграл и личный пример выполнения упражнений самим педагогам. Умение педагога выстроить рефлексивный этап урока дал возможность детям обсудить свои успехи и неудачи и получить поддержку от старшего наставника.
Предложения:
1. Продолжить традицию ежегодного проведения конкурса «Современный урок» с целевой установкой.
2. Муниципальной методической службе продумать работу с педагогами по формированию "гибких навыков" у учащихся.
3. Заместителям директора по УВР ОО обратить особое внимание на проведение самоанализа урока педагогами.

Итоги по номинации «Основное / среднее образование»:
1 место – Владимир Николаевич Попков, учитель физической культуры МБОУ «Кляповская ООШ»
2 место – Анатолий Иванович Бурылов, учитель физической культуры МБОУ «Березовская СОШ №2»
3 место – Елена Николаевна Трофимова, учитель трудового обучения, географии и СБО ФМБОУ «Березовская СОШ№2» Заборьинская ООШ.
Сертифицированные участники конкурса:
Татьяна Евгеньевна Мясникова, учитель физической культуры МБОУ «Березовская СОШ №2»;
Зульфия Албиртовна Фаяршина, учитель иностранного языка МБОУ «Дубовская ООШ»
Ольга Юрьевна Терентьева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Переборская ООШ».
Ирина Михайловна Кладницкая,
директор МБОУ «Березовская СОШ №2».
председатель жюри в номинации «Основное / среднее образование»

Умение работать в команде, кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект - это компетенции современного человека. Наши педагоги ищут способы их развития в образовательном процессе. Трудно выдержать баланс реализации содержательной компоненты и компетентностной на уроке, но наши учителя способны это сделать. В подтверждение вышеизложенного цитата Джона Хэтти «Всему этому можно обучить; всему этому можно научиться».
Валентина Дурмашева, методист, организатор конкурса


Печать