Автор: Наталия Семенова, педагог-психолог
Организация: БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии
Аннотация. В статье рассматривается понятие буллинга как одного из современных негативных проявлений в детско-подростковой среде. Анализируются формы проявления буллинга, типология, предлагаются практико-ориентированные превентивные меры.
В последнее время феномен буллинга, или травли, запугивания и третирования других членов коллектива, стал объектом детального изучения антропологов, психологов, этологов, социологов [8]. Причиной тому стала активизация разлада в социуме и во взаимоотношениях людей в разных странах, особенно в последние 20-25 лет.
Основоположниками изучения проблемы буллинга стали западные ученые В. Бесаг, К. Дьюкс, Д. Лэйн, Д. Олвеус, А. Пикас, П. Хайнеманн и другие. В России известны работы таких ученых как А.А. Бочавер [3], С.Н. Ениколопова, И.С. Кон, С.В. Кривцовой, В.С. Собкина, К.Д. Хломова и других.
Понятие буллинг, иногда встречается термин «моббинг» (от английского bullying, bully - хулиган, задира, грубиян) - это запугивание, своего рода психологический или физиологический террор, направленный на подчинение себе другого человека. В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при неравенстве сил; урон для психики и физического благополучия человека – буллинг психологический и физический, открытый и скрытый, косвенный.
Для буллинга характерны агрессивное, негативное поведение, определенная регулярность его проявления. Данный феномен связан с многими психологическими аспектами: стремлением вызвать чувство страха, формированием позиции жертвы, манипуляциями, угрозами, агрессией, иными проявлениями интолерантности.
Буллинг, как отмечает Заостровцева М.Н., в своей основе – латентный для окружающих процесс. Тем не менее, субъекты, которые подверглись травле, получают различные по степени тяжести психологические травмы, которые могут привести от незначительных поведенческих и эмоциональных расстройств до решения закончить все летальным исходом [6].
По большей части, с проблемой буллинга сталкиваются в детском и подростковом возрасте. Исследователи указывают, что непосредственная, или же прямая травля, происходит в основном в младшей школе, а нарастание косвенного буллинга отмечается в средней и старшей школе [1]. Привычка вести себя «по-буллерски» и вызывать эмоциональную реакцию другого человека закрепляется и именно поэтому дает о себе знать в возрасте от 11 до 17 лет. Исследователи определяют, что в возрасте 8-10 лет, в младшей школе, распространены вербальные средства буллинга, поскольку они являются достаточно безопасными для агрессоров. С взрослением начинают применяться физическая агрессия, воздействие на морально-волевую сферу, запреты, отстранение от коллектива или группы сверстников. В. Вишневская и М. Бутовская [2]. в своих работах указывают на то, что у представителей мужского пола высокий уровень буллинга сохраняется вплоть до 16 лет, у девочек же к этому возрасту уровень буллинг-намерений снижается.
Следует отметить, что веянием современности является кибербуллинг посредством интернета и мессенджеров.
Переходя к формам проявления буллинга, отметим, что их довольно большое количество, которое можно систематизировать в следующие группы:
1 типология. По типам воздействия [5].
По степени активности: агрессивный и пассивный буллинг.
По возможным последствиям: компенсаторный и виктимный.
По временным рамкам: ситуативный и постоянный.
По сфере распространения: аудиторный, информационно-коммуникативный (или кибербуллинг), досуговый.
2 типология. По формам проявления.
Физический буллинг: толкание, пихание, пинки и удары – может
приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие различных видов.
Вербальный буллинг: в форме обидного прозвища, тем самым раня,
оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика.
Запугивание: использование очень агрессивного языка тела и интонации
голоса, чтобы заставить объект буллинга делать то, что он/она не желает делать. Используются мимика, взгляд, угрозы.
Изоляция: объект буллинга намеренно изолируется, изгоняется либо
игнорируется группой людей. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями где-либо.
Вымогательство: от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не
отдаёт их немедленно. Могут вымогаться еда, деньги и другое. Жертву также могут принуждать воровать имущество для буллера. Тактика используется для возложения на объект буллинга вины.
Повреждение имущества: в результате могут быть повреждены,
украдены или спрятаны одежда, предметы, личные вещи.
Таким образом, становится ясно, что предвосхитить ситуацию буллинга и предотвратить негативное поведение по отношению к объекту буллинга может стать большой проблемой. А в первентивных целях нужно исходить из следующих параметров:
- Рассмотреть причины возникновения ситуации буллинга.
- Раскрыть систему деятельности организаций, схему поведения взрослых и детей по прекращению и предупреждению буллинга.
- Разработать систему профилактических реабилитирующих мер в детском и подростковом коллективах, как наиболее сензитивных к данному явлению.
Проблематика является довольно обширной для рассмотрения, поэтому проанализируем предложения, имеющиеся на текущее время, и излагающие конкретно практические меры и результаты исследований по профилактике буллинга в детско-подростковой среде. Но, как говорится «Никто не хочет быть жертвой издевательств. Если такое случается, надо всеми силами стараться изменить ситуацию. Вот только делают это по-разному. Кто-то не захотел чувствовать себя жертвой и сумел переломить ситуацию в свою пользу. Другой смирился, стал приспосабливаться и приобрёл не самые лучшие черты характера» [11].
Так, М.М. Кравцова [9] для прекращения травли предлагает развивать толерантность у подростков-агрессоров и повышать доверие к подростку-изгою.
Ряд исследователей в качестве диагностического содержания предлагают определить формы буллинга, которые проявляются, прежде всего это необходимо для определения «силового» дисбаланса. К осуществлению непосредственных превентивных мер рекомендуется приступать после исследования проблемы с помощью анкет, изучения специальной литературы и, возможно, видеозаписей.
Рекомендуется обращаться к доверительным и неназидательным беседам как индивидуальным, так и групповым, при этом обращаясь к чувствам школьников, моральной оценке действий, так как именно они способны в большей мере оказать влияние на отношение к проблеме конкретно в данном возрастном диапазоне. Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь (обсудить, почему возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить; предложить написать об известном конфликте и оценить своим взглядом ситуацию; внимание обратить на предложения по профилактике подобных явлений в будущем; познакомить с материалами по данной тематике, предложить ролевые игры-переживания и др.). Рекомендуется также грамотно вести беседы с детьми, подвергшимся буллингу.
Особое внимание следует уделить плодотворной совместной работе с родителями буллеров и тех, кто стал объектом буллинга: обсудить причины и возможные меры помощи детям. Важно помнить о безоценочности ситуации и личностей, установить благополучные взаимоотношения и действовать во благо единой цели.
Большинство зарубежных исследователей, психотерапевтов и консультантов считают, что проблема может быть решена поэтапно.
I этап – признание проблемы.
II этап – определение проблемы.
III этап – выполнение программы.
В плане профилактических мер можно обратиться к следующим приемам непосредственной работы с жертвами буллинга и буллерами: переговорить отдельно с каждым ребенком, подвергшимя буллингу; переговорить отдельно с каждым зачинателем-буллером; указать меру ответственности за содеянное каждому обидчику; подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами после бесед; побеседовать с родителями всех участников процесса; провести работу по обучению способам психологической защиты; предложить варианты извинений.
Таким образом, в ходе практических исследований с обучающимися младшей, средней и старшей школы, предлагается уделить первостепенное значение алгоритмам работы по профилактике буллинга, применять психодиагностические методики (опросник Олвеуса [12], методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы», Опросник жизненной позиции, Методика незаконченных предложений, Метод семантического дифференциала для оценки сторон ситуации буллинга, в дополнение к чему разрабатывать психодиагностический инструментарий [7]. Основой профилактики должны быть, прежде всего, меры вовлечения в систему всех возможных субъектов положительного урегулирования ситуации буллинга и психологического, психического и физического состояния всех, кто подвергся травле.
Литература
1) Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. : Питер, 2001. - С. 304.
2) Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников. / Электронная библиотека e-library.
3) Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. // Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. № 3. С. 149-159.
4) Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе. // Этнограф. обозрение. 2010. № 2. С. 55-68.
5) Дахин А.Н. Буллинг в школе и не только. // Сибирский педагогический журнал № 6. 2015.
6) Заостровцева, М.Н. Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков: дис. … канд. пед. наук. – Киров, 2003.
7) Калинина Р.Р. Буллинг в образовательной среде: проблема и пути изучения. / Электронная библиотека e-library.
8) Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. № 11. 2006.
9) Кравцова М.М. Дети-изгои : Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005.
10) Психология подросткового возраста : проблема буллинга. / Электронный источник https://postnauka.ru/faq/78155.
11) Тассиес. Украденные имена : [пер. с исп.] / Тассиес [Хосе]. – М. : КомпасГид, 2011. – 32 с.
12) Olweus D. Victimization by peers : Antecedents and long-term outcomes //K.H. Rubin, J.H.B. Asendort (eds). Social withdrawal, inhibition, and shyness. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1993b. P. 315-341.