Берёзовский муниципальный район расположен в юго-восточной части Пермского края. Граничит с Кунгурским, Лысьвенским, Кишертским районами и со Свердловской областью. Район образован в 1924 году. В состав входит 7 сельских поселений. Население составляет 17 598 чел. Национальный состав населения: русские – 80 %, татары – 17 %. Площадь территории 197 715,00 кв.км.
Цель системы образования района – обеспечение доступного бесплатного качественного современного образования.
Цель системы образования района – обеспечение доступного бесплатного качественного современного образования.
Приоритетные задачи:
- повышение качества образования;
- повышение экономической эффективности функционирования образовательных учреждений;
- развитие государственно-общественного характера управления образованием
По состоянию на 1 сентября 2010 в Березовском муниципальном районе будет функционировать 15 образовательных учреждений. Из них:
- 9 общеобразовательных школ (1 средняя, 6 основных, 1 начальная, 1 начальная школа – детский сад);
- 4 дошкольных образовательных учреждения и 5 структурных подразделений общеобразовательных учреждений;
- 2 учреждения дополнительного образования детей.
Ежегодно сеть образовательных учреждений района претерпевает изменения, которые осуществляются на основании «Программы развития сети образовательных учреждений Березовского муниципального района». За последние 3 года общее количество образовательных учреждений уменьшилось на 11. Основная причина – уменьшение количества учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. За данный период ликвидировано 6 начальных школ, 2 детских сада. 2 образовательных учреждения переведены в статус филиалов (МОУ «Заборьинская ООШ», МОУ «Зернинская ООШ»). Кроме того, МОУ «Березовская СОШ № 1» присоединена к МОУ «Березовская СОШ № 2», сменили статус 3 образовательных учреждения: МОУ «Асовская ООШ» (переведена из средней в основную), МОУ «Батериковская начальная ОШ» (переведена из основной в начальную), МОУ «Копчиковская основная ООШ» (переведена из основной в начальную школу – детский сад).
В связи с происходящими изменениями сети учащиеся района обеспечиваются безопасными условиями образовательного процесса. На 1 сентября 2010 года 94 % учащихся будут обучаться в образовательных учреждениях, условия в которых соответствуют требованиям надзорных органов (в 2008 году – 61 %), 100 % детей дошкольного возраста будут получать образовательную услугу в образовательных учреждениях, имеющих лицензии (2008 год – 86 %). В целом количество образовательных учреждений, имеющих лицензии на образовательную деятельность, увеличилось за 3 последних года с 52 % (2008 год) до 80% на 1 сентября 2010 года. До конца 2010 года планируется достичь показателя 97 % по лицензированным учреждениям. Кроме того, последние 3 года район обеспечивает 100 % приемку образовательных учреждений к началу учебного года.
Существующая сеть достаточна и обеспечивает доступность образованием всех детей района. В 2009-2010 учебном году обучалось 1972 человека. Это 100 % охват детей подлежащих обучению. К сожалению, пока наблюдается ежегодное уменьшение контингента учащихся. Количество первоклассников в 2010-2011 учебном году планируется 190 человек, в прошлом – 216. Это и является пока важной проблемой в вопросе сохранения существующей сети образовательных учреждений.
Все дети школьного возраста имеют возможность получать среднее (полное) общее образование. Созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательных школах обучаются 228 человек по специальной (коррекционной) программе 7,8 вида, «Особый ребёнок». В 4 общеобразовательных школах созданы специальные (коррекционные) классы, где обучается 84 человека. 44 ребёнка – инвалида обучается в школах района.
На территории района охват детей дошкольным образованием составляет 55%, что ниже среднего краевого (58 %).
Но благодаря участию в проекте «Мамин выбор» (396 получателей пособия) очерёдность в детские сады сократилась до 0.
На данный момент для решения вопроса доступности дошкольным образованием является актуальным развитие альтернативных форм - это группы кратковременного пребывания и предшкольная подготовка.
По результатам учебного года из общего количества учащихся успевает 1943 учащихся, что составляет 98 %. Процент успеваемости немного ниже прошлогоднего результата (99 %). Не справились с программой 29 человек, из которых 18 учащимся по решению ПМПК определена специальная (коррекционная) программа 7,8 вида, «Особый ребёнок», 5 учащихся оставлены на повторный год обучения, 6 учащимся продлён учебный год. Вызывает озабоченность тот факт, что трое девятиклассников не допущены к итоговой аттестации, оставлены на повторное обучение (Асовская ООШ -2 чел., Переборская ООШ – 1 чел.).
По итогам учебного года уменьшилось количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», что составляет 36,5 % (прошлый год – 37,8 %). Высокий процент обученности на «4» и «5» у Берёзовской СОШ № 2 (45 %), Подволошинской ООШ (46 %), Сосновской ООШ(43 %). Низкие результаты в Копчиковской ООШ (29%), Батериковской НОШ (29 %).
Результаты государственной (итоговой) аттестации являются важным показателем всей деятельности системы образования. В течение трёх лет средний балл по обязательным предметам единого государственного экзамена (ЕГЭ) выше среднекраевого показателя. Результаты 2010 года (53 балла) немного ниже результатов прошлого года (55,5 балла), но на уровне краевых. Как и в прошлом году ЕГЭ по русскому языку написали 100 % учащихся, по математике – 99 % . Количество выпускников, набравших 70 и более баллов по предметам, нынче значительно ниже и составляет всего 10 % (в прошлом- 46 %). Уменьшилось количество выпускников, награжденных серебряной медалью (2 %).
Результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов лучше прошлогодних. С экзаменационными заданиями справились 97 % (в прошлом году- 82 %).
Все выпускники 9, 11 классов получили аттестаты об основном (общем) и среднем (общем) полном образовании.
С каждым годом увеличивается доля учащихся, ставших призёрами российских, региональных и иных конкурсов (4,6 %).
Выпускники общеобразовательных школ района мотивированы к продолжению образования. Почти все выпускники 9 классов (99 %), 11 классов (100 %) продолжают обучение в других образовательных учреждениях.
Успешная реализация краевых проектов «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» способствовала снижению преступности среди несовершеннолетних образовательных учреждений района.
К сожалению, востребованность выпускников на рынке труда практически отсутствует. Это приводит к миграции молодёжи в город. Важным является создание рабочих мест на селе.
Важным условием является финансирование системы образования и эффективность использования выделяемых средств.
Все образовательные учреждения находятся на финансово- хозяйственной самостоятельности. Финансирование осуществляется по нормативу:
- школы по 2 уровням - краевой и муниципальный;
- дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования финансируются по муниципальному нормативу.
Финансирование заработной платы работников осуществляется по новой системе оплаты труда. Активно отрабатываются критерии стимулирующей части оплаты труда. Новым в данном вопросе является участие Управляющих советов.
На развитие системы образования оказывает влияние реализация федеральных, региональных и муниципальных проектов. Результатом стало:
- 5 победителей ПНПО;
- 1 победитель региональной премии;
- оснащение школ оборудованием и транспортом (автобусы, мобильные классы, учебные кабинеты, компьютерная техника);
- проект «Информатизация системы образования» дал методической службе наметить траекторию движения в профессиональном образовательном пространстве. 90% учителей владеют базовой ИКТ - компетентностью. Все образовательные учреждения имеют электронную почту и школьные сайты-форумы. Сложилась традиция проведения муниципальных конкурсов, направленных на освоение информационно-коммуникационных технологий: «Урок с ИКТ», «Цифровой образовательный ресурс», «Электронный портфолио педагога», Лучший ИКТ-Класс». Третий год в рамках конкурса «Учитель года» состоится номинация «Учитель года On-line»;
- оснащённость школ современным оборудованием составляет 1 компьютер на 7 учащихся;
Кадровый потенциал системы образования составляют 363 педагогических работников (53 %-с высшим образованием, 43 %- со средним специальным). Ежегодно улучшается качественный показатель педагогических кадров:
- с высшей квалификационной категорией 14 %;
- с первой 32 %;
- со второй 34%.
Отраслевые награды имеют 59 человек (16 %).
Проблемой является старение педагогических кадров. 52% имеют стаж работы свыше 20 лет. Привлечение педагогов в школу одна из самых главных и трудных проблем, особенно в отдалённые населённые пункты.
Система образования района активно участвует в реализации федеральных, региональных программ. В районе разработаны и действуют программы:
- ведомственная целевая программа «Лицензирование образовательных учреждений Берёзовского муниципального района»;
- «Развитие сети образовательных учреждений Берёзовского муниципального района»;
- «Отдых, оздоровление и трудоустройство детей в каникулярное время».
В стадии разработки программа по энергосбережению. Данные программы направлены на развитие всей системы образования района.
- повышение качества образования;
- повышение экономической эффективности функционирования образовательных учреждений;
- развитие государственно-общественного характера управления образованием
По состоянию на 1 сентября 2010 в Березовском муниципальном районе будет функционировать 15 образовательных учреждений. Из них:
- 9 общеобразовательных школ (1 средняя, 6 основных, 1 начальная, 1 начальная школа – детский сад);
- 4 дошкольных образовательных учреждения и 5 структурных подразделений общеобразовательных учреждений;
- 2 учреждения дополнительного образования детей.
Ежегодно сеть образовательных учреждений района претерпевает изменения, которые осуществляются на основании «Программы развития сети образовательных учреждений Березовского муниципального района». За последние 3 года общее количество образовательных учреждений уменьшилось на 11. Основная причина – уменьшение количества учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. За данный период ликвидировано 6 начальных школ, 2 детских сада. 2 образовательных учреждения переведены в статус филиалов (МОУ «Заборьинская ООШ», МОУ «Зернинская ООШ»). Кроме того, МОУ «Березовская СОШ № 1» присоединена к МОУ «Березовская СОШ № 2», сменили статус 3 образовательных учреждения: МОУ «Асовская ООШ» (переведена из средней в основную), МОУ «Батериковская начальная ОШ» (переведена из основной в начальную), МОУ «Копчиковская основная ООШ» (переведена из основной в начальную школу – детский сад).
В связи с происходящими изменениями сети учащиеся района обеспечиваются безопасными условиями образовательного процесса. На 1 сентября 2010 года 94 % учащихся будут обучаться в образовательных учреждениях, условия в которых соответствуют требованиям надзорных органов (в 2008 году – 61 %), 100 % детей дошкольного возраста будут получать образовательную услугу в образовательных учреждениях, имеющих лицензии (2008 год – 86 %). В целом количество образовательных учреждений, имеющих лицензии на образовательную деятельность, увеличилось за 3 последних года с 52 % (2008 год) до 80% на 1 сентября 2010 года. До конца 2010 года планируется достичь показателя 97 % по лицензированным учреждениям. Кроме того, последние 3 года район обеспечивает 100 % приемку образовательных учреждений к началу учебного года.
Существующая сеть достаточна и обеспечивает доступность образованием всех детей района. В 2009-2010 учебном году обучалось 1972 человека. Это 100 % охват детей подлежащих обучению. К сожалению, пока наблюдается ежегодное уменьшение контингента учащихся. Количество первоклассников в 2010-2011 учебном году планируется 190 человек, в прошлом – 216. Это и является пока важной проблемой в вопросе сохранения существующей сети образовательных учреждений.
Все дети школьного возраста имеют возможность получать среднее (полное) общее образование. Созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательных школах обучаются 228 человек по специальной (коррекционной) программе 7,8 вида, «Особый ребёнок». В 4 общеобразовательных школах созданы специальные (коррекционные) классы, где обучается 84 человека. 44 ребёнка – инвалида обучается в школах района.
На территории района охват детей дошкольным образованием составляет 55%, что ниже среднего краевого (58 %).
Но благодаря участию в проекте «Мамин выбор» (396 получателей пособия) очерёдность в детские сады сократилась до 0.
На данный момент для решения вопроса доступности дошкольным образованием является актуальным развитие альтернативных форм - это группы кратковременного пребывания и предшкольная подготовка.
По результатам учебного года из общего количества учащихся успевает 1943 учащихся, что составляет 98 %. Процент успеваемости немного ниже прошлогоднего результата (99 %). Не справились с программой 29 человек, из которых 18 учащимся по решению ПМПК определена специальная (коррекционная) программа 7,8 вида, «Особый ребёнок», 5 учащихся оставлены на повторный год обучения, 6 учащимся продлён учебный год. Вызывает озабоченность тот факт, что трое девятиклассников не допущены к итоговой аттестации, оставлены на повторное обучение (Асовская ООШ -2 чел., Переборская ООШ – 1 чел.).
По итогам учебного года уменьшилось количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», что составляет 36,5 % (прошлый год – 37,8 %). Высокий процент обученности на «4» и «5» у Берёзовской СОШ № 2 (45 %), Подволошинской ООШ (46 %), Сосновской ООШ(43 %). Низкие результаты в Копчиковской ООШ (29%), Батериковской НОШ (29 %).
Результаты государственной (итоговой) аттестации являются важным показателем всей деятельности системы образования. В течение трёх лет средний балл по обязательным предметам единого государственного экзамена (ЕГЭ) выше среднекраевого показателя. Результаты 2010 года (53 балла) немного ниже результатов прошлого года (55,5 балла), но на уровне краевых. Как и в прошлом году ЕГЭ по русскому языку написали 100 % учащихся, по математике – 99 % . Количество выпускников, набравших 70 и более баллов по предметам, нынче значительно ниже и составляет всего 10 % (в прошлом- 46 %). Уменьшилось количество выпускников, награжденных серебряной медалью (2 %).
Результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов лучше прошлогодних. С экзаменационными заданиями справились 97 % (в прошлом году- 82 %).
Все выпускники 9, 11 классов получили аттестаты об основном (общем) и среднем (общем) полном образовании.
С каждым годом увеличивается доля учащихся, ставших призёрами российских, региональных и иных конкурсов (4,6 %).
Выпускники общеобразовательных школ района мотивированы к продолжению образования. Почти все выпускники 9 классов (99 %), 11 классов (100 %) продолжают обучение в других образовательных учреждениях.
Успешная реализация краевых проектов «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» способствовала снижению преступности среди несовершеннолетних образовательных учреждений района.
К сожалению, востребованность выпускников на рынке труда практически отсутствует. Это приводит к миграции молодёжи в город. Важным является создание рабочих мест на селе.
Важным условием является финансирование системы образования и эффективность использования выделяемых средств.
Все образовательные учреждения находятся на финансово- хозяйственной самостоятельности. Финансирование осуществляется по нормативу:
- школы по 2 уровням - краевой и муниципальный;
- дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования финансируются по муниципальному нормативу.
Финансирование заработной платы работников осуществляется по новой системе оплаты труда. Активно отрабатываются критерии стимулирующей части оплаты труда. Новым в данном вопросе является участие Управляющих советов.
На развитие системы образования оказывает влияние реализация федеральных, региональных и муниципальных проектов. Результатом стало:
- 5 победителей ПНПО;
- 1 победитель региональной премии;
- оснащение школ оборудованием и транспортом (автобусы, мобильные классы, учебные кабинеты, компьютерная техника);
- проект «Информатизация системы образования» дал методической службе наметить траекторию движения в профессиональном образовательном пространстве. 90% учителей владеют базовой ИКТ - компетентностью. Все образовательные учреждения имеют электронную почту и школьные сайты-форумы. Сложилась традиция проведения муниципальных конкурсов, направленных на освоение информационно-коммуникационных технологий: «Урок с ИКТ», «Цифровой образовательный ресурс», «Электронный портфолио педагога», Лучший ИКТ-Класс». Третий год в рамках конкурса «Учитель года» состоится номинация «Учитель года On-line»;
- оснащённость школ современным оборудованием составляет 1 компьютер на 7 учащихся;
Кадровый потенциал системы образования составляют 363 педагогических работников (53 %-с высшим образованием, 43 %- со средним специальным). Ежегодно улучшается качественный показатель педагогических кадров:
- с высшей квалификационной категорией 14 %;
- с первой 32 %;
- со второй 34%.
Отраслевые награды имеют 59 человек (16 %).
Проблемой является старение педагогических кадров. 52% имеют стаж работы свыше 20 лет. Привлечение педагогов в школу одна из самых главных и трудных проблем, особенно в отдалённые населённые пункты.
Система образования района активно участвует в реализации федеральных, региональных программ. В районе разработаны и действуют программы:
- ведомственная целевая программа «Лицензирование образовательных учреждений Берёзовского муниципального района»;
- «Развитие сети образовательных учреждений Берёзовского муниципального района»;
- «Отдых, оздоровление и трудоустройство детей в каникулярное время».
В стадии разработки программа по энергосбережению. Данные программы направлены на развитие всей системы образования района.